- ЗНАМЯ
- — символ завоевания, победы, места сплочения сил в сражениях. Например, в буддийских странах подъем знамени Дхармы обозначал достижение Высшего права и справедливости. Флаг индусов кету символизировал победу света над тьмой, а христианский лабарум, знамя с крестом, обозначал победу над грехом и являлся эмблемой святых Юлиана и Репарта. Как символ государственности знамя с изображением орла встречалось еще в Римской империи. Его несли впереди императора как знак верховной власти. Лабарум этруссков был известен задолго до эпохи христианства, а в Египте он был знаком Осириса и Гора. В Древнем Китае функцию знамени выполняли балдахины — навесы на шестах и столбах, а маленькие флажки и кисточки прикреплялись к древку копий. В средневековой Европе наличие на копье рыцаря знамени с раздвоенным концом указывало на его право командовать отрядом. В случае победы поверженная сторона передавала свои знамена победителю. Этот символический акт хорошо иллюстрирует хрисмон — монограмма Христа, составленная из двух первых букв греческого написания «Христос», — привидевшийся Константину и легший в основу его знамени. Легенда гласит, что этот знак был внушен императору самим небом и сопровожден словами «Под этим знаком победишь». Знамя с хрисмоном действительно принесло Константину победу над Максенцием в 312, но сам хрисмон встречался задолго до памятной битвы, о чем свидетельствуют раскопки в римских катакомбах. Свое символическое шествие по Европе алое знамя возобновило в конце VIII в., когда папа Лев III послал его Карлу Великому во время коронования последнего на императорский престол. С конца X в. Капетинги стали именовать свое родовое знамя орифламмой (от фр. oriflamme, составленного из латинских слов aurum — золото и flamma — пламя). В 1096 орифламма приняла форму раздвоенного красного стяга и стала знаменем Французского королевства. Сакрально-символический смысл орифламмы проявлялся во время развертывания ее перед войском, если поход против врагов христианства и королевства возглавлял сам монарх. В русской дореволюционной традиции знамя символизировало честь, святыню и знак похода. Отсюда поговорки: «Сбережешь знамя — сбережешь честь», «Сам погибай, а знамя спасай!» и т. п. Знамя также ассоциировалось с русской душой: «Где знамя — там и душа». В целом соответствие того или иного знамени статусу национального следует выводить из того, насколько он выражает идею самобытности нации, ее исторический путь и, наконец, насколько согласуется с ее древней геральдической символикой. Например, национальная флаговая символика у державных, великих наций всегда носит характер этой державности. Ввиду того что гербовая символика любого государства всегда древнее символики знамен, цвета, входящие в состав национального флага, непременно заимствуются из государственного герба. Так, у российского флага существовала своя символика цветов. Черный цвет — это цвет русского двуглавого орла, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости. Золотой — желтый — некогда был цветом знамени Византии, воспринятого Иваном III, и выступал символом преемственности и сохранения в чистоте православной веры. Белый — цвет Георгия Победоносца — служит символом великой, бескорыстной жертвенности за Отечество. Красное знамя с серпом и молотом на нем было Государственным флагом Союза Советских Социалистических Республик. Во время Гражданской и Отечественной войн оно было символом не только пролитой крови рабочих и крестьян, но и знаком воинских подразделений Красной, а затем Советской армии. Если знамя захватывалось противником, то полк, как правило, расформировывался. Источ.: Лысенко Н. Н. Русская государственная символика: Очерки; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.